Размер шрифта

Интервал

Цвет фона

Изображения

г. Белгород, Соборная площадь, 4, тел. 8 (4722) 32-40-34 / факс 8 (4722) 32-57-73

Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования

c1b4928b2ff690599ebf_2000x.jpg

26 февраля на базе Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета под председательством директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Е. А. Сильянова состоялось заседание Всероссийского экспертного круглого стола на тему «Инклюзивное образование: анализ опыта и перспективы развития».

Выступая на заседании, Е. А. Сильянов отметил увеличение числа российских школ с дружелюбной инфраструктурой для детей с ограниченными возможностями здоровья.

– В рамках государственной программы «Доступная среда», реализация которой началась в 2011 году, в более чем 9,5 тысячи школ – 22 процента от общего количества – были созданы материально-технические и архитектурные условия для совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Напомню, что в 2011 году, когда мы только начинали реализовывать программу, инклюзивными были лишь 1 226 школ – это около 2,5 процента от общего количества на тот период. С 2016 года в программе участвуют детские сады: их оборудовано за три года программы более 7 тысяч – 18 процентов от общего количества детских садов, – сообщил Евгений Александрович.

Е. А. Сильянов подчеркнул, что для дальнейшего развития инклюзии в России необходимо продолжать работу по подготовке педагогов.

– Мы понимали, что развитие инклюзии надо начинать с подготовки кадров. Поэтому с первого года реализации программы «Доступная среда» занимались разработкой программ для педагогов, методических рекомендаций. Более 40 тысяч педагогических работников и специалистов образовательных организаций прошли повышение квалификации по программам, связанным с инклюзивным образованием детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ, только за счёт средств федерального бюджета, – отметил директор Департамента.

В заседании приняли участие директора инклюзивных школ, представители региональных институтов развития образования, научные сотрудники, председатели центральных психолого-медико-педагогических комиссий регионов, руководители служб психолого-педагогического сопровождения.

Также в режиме видео-конференц-связи в мероприятии приняли участие руководители образовательных организаций – победителей и призёров конкурса «Лучшая инклюзивная школа –2018».

По итогам заседания круглого стола определены проблемные вопросы и предложения по их решению, которые в дальнейшем будут учтены в реализации мероприятий по развитию инклюзивного образования: оказание методической помощи директорам школ и педагогам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, организация сетевого взаимодействия коррекционных школ и работа с родителями.
Справочно
В последние несколько лет система образования значительно продвинулась в направлении развития инклюзивного образования.

Законом об образовании определено понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; родители детей имеют преимущественное право выбора, где будет обучаться их ребёнок (в коррекционной школе или совместно со сверстниками) в рамках инклюзивного образования.

На государственном уровне выстраивается преемственная система образования детей с особыми образовательными потребностями от оказания ранней коррекционной помощи до организации качественного доступного образования, в том числе в формате инклюзивного образования, а также профессиональной реабилитации.

В 2018/19 учебном году в образовательных организациях в условиях инклюзии обучается более 276 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Материал с сайта Минпросвещения России